История

 

              Первые объединения педагогов у нас в Забайкалье появились в далеком 1903 году в виде обществ  вспомоществования учащим и учившим, главной целью которого было оказание материальной помощи и удовлетворение духовных потребностей своих членов.   

Сразу после революционных событий 1905 года в Москве состоялся Всероссийский съезд учителей, призвавший объединяться разрозненное учительство. В Забайкалье эта работа по созданию Союза учителей началась ровно через 10 лет. Это была объективная закономерность, обусловленная социально-экономическими условиями: нищенской заработной платой при нещадной эксплуатации, отсутствием охраны труда и социального страхования, элементарных трудовых прав.

Его деятельность в те годы можно разделить на три периода:

Первый – с пасхи 1918 года ( 22 апреля по старому и 5 мая по новому стилю) по сентябрь 1918 г. Сразу после первого съезда учителей Забайкальской области, состоявшегося 5 апреля1918 года, началась активная работа по созданию забайкальского учительского Союз (ЗОУС), во главе которого стоял народный комиссар просвещения, первый председатель Союза Иван Ансевич Таубе (Петр Иванович Маульвурф). Это было время кипучей деятельности вместе с комитетом по народному образованию, проводилась огромная организационная работа. Именно 1918 год мы считаем началом профессионального профсоюзного педагогического движения в Забайкальском крае.

Второй – с сентября 1918 по август 1919 г. Многие члены Правления были арестованы и заключены в Читинскую тюрьму, была закрыта газета «Думы забайкальского учителя», здание Союза конфисковано.Оставшиеся на свободе члены союза вынуждены были уехать или уйти в подполье.

И третийпериод – период «фактической смерти Союза», как констатитруют архивные документы.

Но уже в этом же году состоялся Учредительный съезд работников просвещения и социалистической культуры, а осенью 1920 г. на собрании учительского общества Забайкальской области было принято решение ликвидироваться и объединиться на новых началах. В январе 1921 года профсоюз объединился с профсоюзом работников искусств и стал называться профсоюзом работников просвещения и искусств. Но уже в1922 году профсоюз работников искусств выделился в отдельный профсоюз,и в областивплоть до 1934 года работал профсоюз работников просвещения (СОРАБПРОС).

Перелистывая страницы истории профсоюза, мы видим,что самым серьезным испытанием для нового профсоюза была борьба за экономические права учителей.

В газете «ДЗУ» читаем: « Жизнь идет вперед, а доля учителя не изменяется, он все остается таким же лишним ртом. О народном учителе вспоминают тогда, когда нужны его силы. Влачит учитель свое жалкое существование и молчит. Или его так забила жизнь , или настолько велика его самоотверженная любовь к родине»;  « Учительница М. голодует. Обедала раз в неделю, а последнее время совсем без обедов сидит. Распродала все, что можно было продать»; « Пасынок  старого времени, народный учитель увидел мало света и при новом свете: его забыли. Решив, что сейчас не до такой мелочи. Может быть, о труженике земли русской вспомнят теперь и улучшат его жизнь ».

Если почитать листовки того времени, то в них можно увидеть знакомые фразы: «Массовые сокращения уже входят в обычай» или «Учительская работа оплачивается скудно». К числу «больных мест» скромного труженика на ниве знаний – учителя профсоюз тогда относил «полное незнание своих прав и совершенную беспомощность в разрешении вопросов, предъявляемых жизнью».

В выступлении на одном  из съездов представитель Верхнеудинского уезда подчеркивал, что  «в городе продовольственный паек выдавали неаккуратно, и работники должны были прибегнуть к забастовке, после чего положение учителей улучшилось. В деревне – еще плачевнее». Делегат от Нерчинско-Заводского уезда также подтверждал, что «материальное положение учителей скверное. Часть учителей ушла за границу и в кооператив».

Именно тогда были определены и такие формы работы профсоюза, как «касса взаимопомощи», бюро для поиска рабочих мест, юридическая помощь, оглашение в прогрессивных органах печати произвола администрации, коллективный протест и др.

И именно с подачи профсоюза уже в довоенное время государство установило пенсионное обеспечение педагогам, выплаты за выслугу лет, в коллективных договорах – надбавки к ставке, продолжительный отпуск и даже процент средств на массовую работу и содержание профкома.

В работе профорганизаций появились такие новые формы работы, как комиссии по направлениям, позволившие решать вопросы распределения фондов материального поощрения ,улучшения жилищно-бытовых условий, охраны труда.

Значительное внимание комитетов профсоюза уделялось работе по улучшению организации труда учителя, рациональному использованию его рабочего. Профсоюзы возглавляли и движение за повышение производительности труда, так называемое социалистическое соревнование. Управляя бюджетом государственного социального страхования, профсоюзы везли огромный воз работы по оздоровлению работников и учащихся.

Из первых руководителей, кто стоял у истоков педагогического профсоюзного движения в Забайкальской области, мы помним Е.Шемелина, О.Рогалеву, И.Тяжелова, П.Малышева, Е.Лачкову, А.Мануйлова, В. Кузнецова, Оношко, Карандаев и др.

30-годы для нашего Профсоюза прошли под лозунгами « Проверим работу профсоюза путем жесточайшей критики и самокритики», «Профсоюз должен стать подлинным организатором соцсоревнования и ударничества», «За большевистскую учебу кадров профсоюза». Профсоюз включился в борьбу с неграмотностью, за всеобщее начальное обучение, оказывал помощь малообеспеченным семьям, создавал бедняцкие фонды, организовывал отдых и лечение.

Но ВОВ повлекла изменение форм и направлений профсоюзной работы. Лозунг «Все для фронта, все для победы» стал для профсоюзов боевой программой. Многие учителя ушли на фронт. Работа по руководству районными организациями практически не проводилась, многие райкомы просто закрылись. В 25 райкомах не было председателей, а там, где они были, работы никакой не проводилось. В этих условиях в июле 1945 года собирается IV областная профсоюзная конференция, но конференция несерьезно подошла к подбору  кандидатуры председателя обкома союза и ответственного секретаря, предложенные кандидатуры сразу отказались, и только 28 декабря 1945 года на пленуме обкома с участием представителя ЦК Профсоюза председателем была избрана Юзефу Эдуардовну  Максимович, секретарем – Антонина Павловна  Елкина.

В послевоенные годы работа профсоюзных комитетов и органов народного образования была направлена на преодоление порожденных войной трудностей. В конце 40-х годов областная организация объединяла уже 93 % работающих и 84 % студентов.

В отчетном докладе на V-ой областной профсоюзной конференции, состоявшейся 9-10 сентября 1947 г., Юзефа Эдуардовна отмечала, что учителя области и профсоюзные комитеты проделали большую работу по выполнению решений партии и правительства, работая над повышением качества обучения и воспитания детей, выполняя закон о  всеобщем обязательном обучении

Но материальное положение учителей было очень тяжелым. Профсоюзные организации старались улучшить его. Повсеместно создавались отделы снабжения, подсобные хозяйства, открывались диетические столовые и пионерские лагеря. По линии ЦК Союза областной организации была выделена ссуда для приобретения скота 100 тыс. руб., которая была  распределена по районам,  и на эти деньги было приобретено 12 коров и 7 коз для учительских семей. Выделялись средства и на оздоровление педагогов, на приобретение путевок для учительских детей на курорт «Шиванда» и в детский санаторий «Кука».

К концу 1947 года положение учителей немного улучшилось: почти во всех районах вовремя выдавалась заработная плата,  квартальные пайки и коммунальные.

Конференция поставила перед райкомами профсоюза задачу оказания практической помощи отделам народного образования и школам по укреплению материально-технической базы, улучшению материально-бытового положения учительства, снабжению их продовольственными и промышленными товарами по установленным нормам. Ставился вопрос и об усилении контроля за охраной труда и техникой безопасности.

На организационном Пленуме 11 сентября 1947 г. председателем обкома была избрана Елкина Антонина Павловна, ответственным секретарем Кабанова Фаина Клементьевна.

Уважаемые коллеги!

В истории профсоюзного педагогического движения СССР и Читинской области особое место занимают 50-80-е годы. Это годы развития трудовой активности работников образования, улучшения их благосостояния, новых реорганизаций самого профсоюза. Профсоюз стал активнее проявлять свою защитную функцию.

В январе 1951 г. в Чите прошла седьмая областная конференция,  на которой председателем обкома профсоюза была избрана  Жмакина Ефросинья Ивановна. Но по состоянию здоровья 2 февраля 1955 г. на третьем Пленума обкома профсоюза начальных и средних школ она была освобождена от занимаемой должности.

Накануне XX-ого съезда КПСС в январе 1956 г. состоялась IX-ая областная конференция профсоюза работников начальных и средних школ. В отчетном докладе было отмечено, что «основная масса учительства работает посредственно, отдельная часть – исключительно плохо, поэтому образование нашей области стоит на последнем месте в Федерации. Первичные организации проходят мимо плохой работы отдельных учителей, неудовлетворительно ведут работу по воспитанию у членов профсоюза высокого чувства ответственности за порученное дело.  Не проводится работа по физкультуре и спорту среди учителей, слабо развивается художественная самодеятельность, постановление о льготах не выполняется, в ряде районов задерживается заработная плата. Местные комитеты не предъявляют требования к руководителям школ, учителям и воспитателям. Заведующий ОБЛОНО не считается с обкомом профсоюза…».

Именно на волне этой критики в обком  профсоюза приходит Полина Михайловна Гусева.   Профсоюзы начали практиковать новые формы работы: производственные совещания, комиссии по различным направлениям работы. В это время функции обкома профсоюза и облОНО настолько переплетались, что происходило «сращивание» их деятельности. Ими была разработана трехлетняя программа улучшения жилищно-бытовых условий учителей. Получило широкое развитие социалистическое соревнование, борьба за ликвидацию неграмотности среди населения.

  В ноябре 1962 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение о реорганизации партийных органов по производственному принципу. Этот принцип был положен и в основу перестройки и профсоюзных органов. В 1963 году «для более конкретного руководства низовыми профсоюзными организациями» в нашей области  было создано два обкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений: сельский и промышленный.

Сельский обком возглавила Мария Михайловна Якимова, известная многим из Вас как Алемасова,  ранее работавшая секретарем обкома профсоюза. Он объединял 20 райкомов, 338 месткомов, 2 профкома учебных заведений, 8100 членов профсоюза из числа работающих   и 618 учащихся педучилищ.

Промышленный обком во главе с Анной Кондратьевной Ермоленко, ранее руководившей Читинским горкомом профсоюза, объединял 7 райкомов,  3 профкома учебных заведений, 227 месткомов с количеством членов профсоюза более 10 тыс. чел., в том числе 1937 студентов ЧГПИ и учащихся педучилищ.

Просуществовали они недолго, и уже в 1966 году произошло их объединение  в один областной комитет, председателем которого была избрана М.М. Якимова (Алемасова). В 1967 году обком объединял 28 районных и городских комитетов, 6 профкомов, 40 местных комитетов и один Дом учителя. Число работающих и учащихся  составляло 24244 человека, из которых членов профсоюза было 23528 человек или 97% .

Это были годы, когда заработная плата выплачивалась регулярно, строились новые школы и квартиры для учителей. Развивалась и крепла система социального страхования. Повысился образовательный уровень учителей области. Под постоянным контролем обкома профсоюза была и работа по повышению общеобразовательного уровня работающей молодежи. В 1978-1979 учебном году в области работало 68 школ рабочей молодежи, 10 сельских и 17 районных заочных школ, 10 заочных отделений. Всего обучалось 26864 чел. Под  постоянным контролем обкома профсоюза находились студенческие профсоюзные комитеты.

В 80-е годы перед органами народного образования и профсоюзом работников просвещения, высшей школы и научных учреждений встали задачи по реализации планов основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, перестройки высшего и среднего образования в нашей стране. Неслучайно председателем обкома профсоюза в 1984 году стала Марина Степановна Шорохова, ранее курирующая этот участок работы в обкоме партии.

В практику работы стала входить аттестация учителей. Задача улучшения качества обучения в школах и вузах области оставалась одной из важных. Переход на новую систему оплаты труда работников просвещения потребовал постоянного контроля со стороны профорганов за правильностью тарификации учителей, распределением учебной нагрузки, выплатой заработной платы и доплат за присвоенные звания.

В области государственного социального страхования все внимание было направлено на правильное и рациональное расходование средств и организацию санаторно-курортного обслуживания членов профсоюза. Путевок для наших членов профсоюза не хватало, поэтому было принято решение руководителем облОНО Г.Г.Филипповым и председателем обкома профсоюза М.С.Шороховой подписать соглашение с военным санаторием «Дарасун». Брали дополнительно курсовки с лечением и питанием, а жили в летнее время на база школы, чуть позже был построен специальный дом –гостиница. Таким же образом оздоравливали и на курорте «Кука».   В 1985 г. в Чите был открыт межвузовский санаторий-профилакторий, в котором могли поправить здоровье студенты и преподаватели всех вузов, учителя, проходившие переподготовку при ИУУ и обучающиеся заочно, заработала студенческая поликлиника.

Именно в эти годы у клуба ветеранов педагогического труда города Читы появилось свое помещение, родился хор ветеранов педтруда.

 Слова благодарности специалистам обкома профсоюза, отдавшим служению членам профсоюза в разное время от 5 до 40 лет жизни, – Светлане Валерьевне Бурдинской, Светлане Степановне Григорьевой, Нелле Петровне Филипповой, Любови Даниловне Сандыревой, Юрию Ивановичу Капаницкому, Бронниковой Маргарите Васильевне, Ключаревой Надежде Сергеевне, Гантимурову Анатолию Васильевичу, Бизяевой Ирине Эдуардовне, Титовой Надежде Алексеевне.

 Мы не можем не вспомнить сегодня Альбину Ивановну Ртищеву (Кыринский район), Маргариту Михайловну Логвинову (Читинский район), Зеленскую Тамару Григорьевну (Нер-Заводский район), Нестерову Лилию Федоровну (Могочинский), Кривоносову Галину Константиновну (Шилкинский), Алексееву Татьяну Анатольевну (П-Забайкальский) , Емельянову Валентину Владимировну (Приаргунский), Хлестунову Анну Тимофеевну (Сретенский), Истомину Валентину Александровну (Оловянниский), Акиншину Любовь Георгиевну(Забайкальский), Жамбалова Жамсаран Жамбаловича (Агинский), Саранину Галину Глебовну (Улетовский), Кирилову Людмилу Ильиничну (г.Чита) и многих других коллег.

Уважаемые коллеги!

У всех в памяти годы перестройки. Новое время диктовало свои условия. Состоявшийся  шестого сентября 1989 года Пленум ВЦСПС  принял решение об отмене пункта в Уставе о руководящей роли КПСС в профсоюзах. С этого момента профсоюзы становились независимыми и самостоятельными.

Начало 90-х гг. были периодом формирования отраслевых российских профсоюзов и региональных профобъединений. Перед профсоюзными комитетами стояла задача перестройки стиля, форм и методов работы, повышения боевитости первичных профсоюзных организаций. Сама жизнь вносила коррективы в работу. Радикальное реформирование и демократизация российского общества, начавшаяся в стране, заставила профсоюзы искать пути обновления структуры, содержания, правового статуса.

В сентябре 1990 г. состоялся Учредительный съезд, на котором было принято решение о создании профессионального союза работников народного образования и науки РСФСР.  В соответствии с решениями этого съезда областная организация  профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений была переименована в Читинскую областную организацию Профсоюза работников народного образования и науки РФ, которую с ноября 1990 года возглавил Ваш покорный слуга, впервые избранная председателем на альтернативной основе.

С этого времени в работе областного комитета наступил новый период, когда нужно было реально защищать интересы всех членов профсоюза. В стране нарастал экономический кризис, наблюдался резкий спад производства.

Низкая заработная плата работников образования, большая наполняемость групп и классов, отсутствие достаточных материальных стимулов к качественному труду стали причинами массового трудового конфликта в учреждениях образования многих территорий России. По всей стране создавались забастовочные комитеты. Профсоюзы были вынуждены осваивать новую форму борьбы – забастовку.

90-е годы – годы драматические,  боевые, с переменными победами и потерями. Низкий поклон сегодня нашим ветеранам профсоюзного движения – тем, благодаря стойкости, мудрости, терпению, активности и целеустремлённости которых тысячи  работников добивались выплаты долгов по зарплате, коммунальных льгот, пенсий и социальных пособий.

Мы помним всех, кто делал наш Профсоюз, нашу организацию авторитетными  во все времена. История нашей организации всегда с нами. И сегодня нам бы хотелось  вспомнить тех,  кто в самое трудное время был рядом, кто с 1990 года стойко стоял, а некоторые еще и сегодня стоят, во главе профсоюзных  организаций. Это Седова Серафима Адриановна, Добрынина Надежда Яковлевна, Ванданова Светлана Шойдоржиевна, Шишова Светлана Александровна, Поликарпова Нэлла Анатольевна, Кобылкина Светлана Михайловна, Гаврилова Нэлли Львовна, Филинова Альбина Леонидовна, Соколова Галина Николаевна, Кравцова Любовь Ивановна, Ташлыкова Ольга Александровна .

К сожалению, сегодня нет с нами Галины Иннокентьевны Евсюковой (Акшинский район), Лидии Владимировны Игнатенко (Хилокский район), Ханды Рандаловны Юндуновой (Могойтуйский район), ­­­­Татьяны Михайловны Поповой (Калганский район), Любови Гавриловны Антипьевой (Сретенский район), Маргариты Васильевны Бронниковой (главный бухгалтео обкома),  но они вписали свою страницу в историю краевой организации, значит, в нашей памяти они останутся навсегда.

Уважаемые коллеги, вы прекрасно помните, что  все 90-е нашу страну и нашу отрасль буквально лихорадило,  забастовочное движение набирало обороты. Активное участие в  нем вынуждены были принимать  работники образования и нашего края и тем не менее, в это непростое и неоднозначное время профсоюзы выбрали путь конструктивного диалога с законодательной и исполнительной властью, с работодателями – теми, кто был  заинтересован в решении социальных проблем.

В то время мы занимались важнейшей работой по укреплению самого профсоюза. Мы только в 2000 году смогли пригласить в аппарат обкома заворга Галину Николаевну Корженко, в 2002 – правового инспектора Нестерова Алексея Валерьевича и технического инспектора Полежай Василия Федоровича.

Закончились 90-е годы, и мы почувствовали: государство предприняло шаги к улучшению ситуации, к сглаживанию остроты проблемы с задержками заработной платы. Впрочем, появилось много других проблем…

В 2000-е годы  проведена большая работа на всех уровнях по становлению системы социального партнёрства, выработке механизмов взаимодействия с администрациями края и муниципалитетов, прокуратурой и судами, органами исполнительной власти, что сыграло огромную роль в защите прав и профессиональных интересов работников образования.

Отраслевые соглашения и коллективные договоры были очень важны в условиях несовершенства действующей нормативно-правовой базы, и до сих пор они являются примером эффективного взаимоотношения важнейших социальных партнёров – руководства и профсоюзов.

Читинская областная, а теперь Забайкальская  краевая организация всегда занимала достойное место в ряду региональных профорганизаций нашего Профсоюза. Мы являемся участниками многих всероссийских проектов, ни одно начинание нашего Профсоюза не осталось без участия в нем нашей организации.

Вчера мы были  одной из самых активных и стабильно работающих профсоюзных организаций в Сибирском федеральном округе, а сегодня – одна из ведущих в Дальневосточном. Организация живет, развивается, шагает в ногу со временем, осваивая новые технологии и отвечая на внешние и внутренние вызовы.

 Выражаю искренние слова благодарности тем нашим коллегам по совместной работе, которые видят в профсоюзе своего партнера, прежде всего, и желаю дальнейших успехов, потому что дело, которым мы занимаемся вместе – стимулирование профессионального роста педагогов – для нас имеет огромное значение: ведь чем выше профессионализм и качество работы учителя и преподавателя – тем выше его доход и социальное самочувствие.

Хочу поблагодарить краевой Центр развития образования  (ЗабКИПКРО), с руководством которого всегда находим общий язык в части информирования слушателей о делах краевой организации и донесения до них изменений в трудовом законодательстве; Правление краевого педагогического общества, с которым мы также находим точки пересечения.

Особые слова благодарности за сотрудничество, несмотря ни на какие трудности и часто не зависящие от нас обострения, выражаем нашему Главному социальному партнёру – Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Не могу не вспомнить Филиппова Геннадия Гавриловича, Карасева Константина Ивановича, Скиданову Людмилу Александровну, Баженова Бориса Александровича. С ними нам пришлось работать в самые трудные времена, и мы в интеллигентном споре всегда находили тот вариант, который был менее болезненный для учителей.  С ними мы начинали развивать социальное партнерство, пережили не одну реформу образования. 

 С приходом в Министерство Татьяны Константиновны Клименко и благодаря инициативе Нины Васильевны Гуськовой новое дыхание получило молодёжное движение. Мы помним, как   наши молодые активисты  задавали тон всему молодёжному движению в системе образования края. Для профсоюза молодые педагоги – наш банк инновационных идей и проектов, стимулятор бодрости духа и эликсир вечной молодости нашей организации.

Мы гордимся, что молодежное профсоюзное педагогическое движение в России возглавляет сегодня наш земляк Д.О.Голубев, главный специалист аппарата ЦС Профсоюза, а наш главный правовой инспектор Титова Н.А. сегодня работает в одной из многочисленных и авторитетных организациях – в аппарате Московской городской. 

Сегодня вместе с министром образования Андреем Александровичем Томских и его заместителями  мы   ставим перед собой задачу вывести   на новый уровень социальное партнёрство, оно  должно быть  системным, профессиональным и стратегическим сотрудничеством во имя развития системы образования, преданность которой все мы храним уже многие годы.

Забайкальская краевая организация Общероссийского Профсоюза образования сегодня – это люди, преданные своему делу, сильно загруженные основной работой и общественной нагрузкой, и в то же время очень неравнодушные, интересные и лёгкие на подъём. Где-где, а в профсоюзе мы точно знаем, что любое дело может быть сделано качественно, если есть команда единомышленников и профессионалов. Выражаю слова искренней признательности и благодарности работникам всем профсоюзным лидерам и нашему активу, руководителям районных и городских организаций Профсоюза, председателям первичных профсоюзных организаций за уверенность, твёрдость духа, преданность своему делу и профсоюзному движению. Все, кто сегодня в этом зале – наши единомышленники, друзья, помощники и продолжатели нашей очень разной и  настоящей истории. Мы говорим Вам огромное спасибо.

Особая признательность членам Профсоюза, которые сохраняют ему верность и активно и бескорыстно участвуют в жизни организации.

Наши с вами цели просты и понятны всем – это улучшение условий жизни и работы, рост заработной платы, сохранение рабочих мест, предоставление социальных гарантий работникам отрасли образования. Впереди – совершенствование проверенных и поиск новых форм работы, позволяющих успешно разрешать проблемы в системе образования, делать её ещё лучше.

На последнем заседании Генсовета ФНПР Михаил Викторович Шмаков подчеркнул, что «Россия сегодня стоит перед лицом нарастающих внешних вызовов. И нам эти вызовы приходится встречать в условиях далеко не благополучной социально-экономической ситуации в стране»,  «происходит смена поколений в политической элите. С этим будет связана попытка пересмотра отношения к профсоюзам, ревизия их места и роли в политической системе, в системе социального партнерства. Наша цель  – оперативно определив системные ошибки в нашей структуре, начать их исправление, не дожидаясь «перитонита». Только так мы сможем пройти через сегодняшний этап, не потеряв организацию».

Исходя из этого, мы видим три главных направления работы краевой организации профсоюза  на перспективу, которые не теряют актуальности и является приоритетными – системное повышение профессионализма кадров по всей вертикали,  эффективное использование ресурсов профсоюза и   развитие информационных и инновационных  форм работы.

Мы любим наш профессиональный союз и будем верны в своей работе  девизу Забайкальской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования «Помочь каждому!». Работая на опережение, мы должны создать такие условия, чтобы с каждым членом профсоюза быть постоянно «в сети». И пока хоть одному члену профсоюза, хоть одному педагогу нужна будет помощь  и поддержка, учительскому профсоюзу быть!