Внимание — неотъемлемый компонент интеллектуальной деятельности

Внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, память, мышление или воображение, не может протекать без внимания.

Одной из главных причин плохой успеваемости в школе, особенно в младших классах, является невнимательность. Известно, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. От класса к классу учебные задания становятся более объёмными по количеству информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения.

Типичными отклонениями в развитии внимания являются:

ослабленоость внимания, может быть временной, а может быть органической. В последнем случае ослабленность внимания сопровождается частой головной болью, быстрой утомляемостью, плохим сном. Временная ослабленность внимания может возникнуть у ребёнка в результате какого-либо заболевания и продолжаться некоторое время после болезни, переутомления.

отвлекаемость – проявляется в том, что ребёнок не может глубоко сосредоточить своё внимание, его постоянно что-нибудь отвлекает.

— рассеянность бывает двух видов: мнимая (ребенок настолько сосредоточен, погружён в свои дела, что не замечает всего остального. В этом случае наблюдается плохая переключаемость внимания, недостаточное распределение внимания) и истинная (недостаток сосредоточенности и устойчивости внимания, проявляется в лёгкой и частой отвлекаемости, носит поверхностный характер). Рассеянный ученик не может долго и глубоко сосредоточиться на уроке, при выполнении домашнего задания не может вникнуть в суть материала, который изучает.

Борьба с рассеянностью должна вестись в первую очередь путём формирования волевых качеств личности, любым трудом, требующим сосредоточения. Также необходимо совершать частые прогулки, игры на свежем воздухе (устранить причину переутомляемости, которая может привести к ослабленности внимания ребенка).

Следует ограничить чрезмерную подвижность ребёнка во время работы, требующей устойчивого и сосредоточенного внимания. В домашних условиях родителям нет необходимости создавать для школьника абсолютную тишину. Надо приучать работать внимательно при действии внешних раздражителей: звуки, яркий свет, запахи, негромкие разговоры. Внутренние отвлекающие факторы (сильные эмоции, посторонние мысли, фантазии) также способствуют повышенной отвлекаемости. Поэтому во время выполнения работы следует исключить всё то, что угнетает или чрезмерно возбуждает, или вызывает чувство обиды, страха, гнева, оскорбляет достоинство, стимулирует появление посторонних мыслей.

Родители должны понимать, что необходимо научить ребенка управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.

 

About Цырен Пурбуева

Оставить комментарий