- Биологические причины. В 1990 г. американский ученый К. Блюм проводил исследования генетики алкоголизма, обнаружил ген аддиктивности, прозванный им «геном награды». Позднее, в исследовании людей склонных к курению, перееданию этот ген также был выявлен. Другая причина заключается в том, что центр удовольствия в головном мозге аддикта не активизируется должным образом и человек начинает восполнять дефицит удовольствия с помощью синтетических веществ или навязчивых действий.
- Социальные причины. Условия, способствующие развитию аддиктивной личности:
- невнимание родителей;
- семейные конфликты, громкие скандалы;
- пренебрежение к проблемам, чувствам ребенка;
- пренебрежение к проблемам, чувствам ребенка;
- родители «заливают» проблемы алкоголем, употреблением наркотиков.
Психологами отдельно выделяются причины, связанные с личностными особенностями развития аддикта (часто это проявляется в подростковом возрасте):
- эмоциональная скудность;
- желание выделиться среди сверстников;
- низкий уровень адаптивности к сложным условиям;
- личностная незрелость;
- беззащитность;
- стремление к острым, будоражащим ощущениям.
Признаки аддиктивного поведения
Склонность к аддиктивному поведению не всегда распознается на ранних этапах и сложно определить формирующийся тип зависимости. Признаки, по которым можно распознать аддиктивную личность:
- страх и непереносимость одиночества;
- боязнь быть отвергнутым;
- ранимость в ответ на критику;
- из страха быть непринятым, соглашается с другими, даже если они не правы;
- нет чувства ответственности;
- лживость;
- тревожность и эмоциональная лабильность;
- ритуальность и стереотипные (повторяющиеся) действия в поведении;
- предпочтение искусственной реальности;
- стойкие изменения в психофизическом состоянии.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТСТАИВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ?
Осознанное «нет» состоит из нескольких пунктов:
- Ребёнок обязан понимать, что у него есть право на собственное мнение. Он должен уметь отстаивать его и осознавать свою ценность как личности.
- Его точка зрения должна быть чётко сформулирована: на завтрак я хочу кашу, в выходные я хочу погулять с друзьями.
- Малышу стоит объяснить, что не надо думать, что после отказа его сразу же разлюбят, бросят, перестанут дружить с ним. Скажите, что вы всегда будете на его стороне, поддержите его и будете любить.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ «НЕТ»?
Мама с папой обязаны знать, как научить ребёнка говорить «нет» друзьям и другим людям. Для этого есть несколько способов.
- Объясните, что иногда отказывать людям – это правильный поступок. Конечно, речь идет не об отказе маме помочь с ужином или отказе убраться в комнате. Нужно уметь сказать «нет», когда ребёнка просят поделиться какой-то вещью, а он не хочет или не может. Это же касается выбора еды. У малыша может быть аллергия на определенный продукт, поэтому он должен уметь в гостях говорить «нет», если ему предлагают блюдо с этим ингредиентом.
- Объясните ребёнку, что у человека есть абсолютное и полное право на его собственное тело. Никто не может заставить его сделать татуировку, проколоть пупок или пойти прыгать с тарзанки, ожидая травм и увечий. Даже если дело касается простых игр со сверстниками или объятий в семье, то нельзя заставлять малыша делать то, что он не хочет. Конечно, если только речь не идет о посещении врача.
- «Нет» – это не только слово, но и твердый принцип. Скажите сыну или дочери, что отказывать надо с твердостью в голосе, прямо смотря собеседнику в глаза. Поза должна выражать уверенность в себе.
- Известите малыша, что иногда собеседники будут настаивать, и ему нужно будет повторить «нет» несколько раз. Нужно уметь отказывать до тех пор, пока от ребёнка не отстанут. И даже если собеседник делает вид, что не слышит вас, вы не обязаны идти ему на уступки. Объясните ребёнку, что отказать – это не значит предать человека или его дружелюбное отношение. Когда дело касается дружбы, малыш должен понять, что это светлое чувство строится не на постоянных уступках, а на компромиссах. Чтобы между людьми были гармоничные и здоровые отношения, каждый из них вправе высказывать свое мнение и прислушиваться к другому. Если ваша дочь часто слышит от подружки: «Если не дашь мне надеть твои сережки, я больше с тобой не дружу», то ваша девочка должна задуматься, а было ли это дружбой.
- Ребёнок должен научиться не только отказывать, но и аргументировать свою позицию. Выглядит это так – «я не буду мыть за тебя доску после уроков, потому что обещал маме вовремя вернуться домой». Или – «я не буду
- издеваться над новенькой. Несмотря на то, что он немного странная, ваши действия похожи на травлю, а это неправильно». Ребёнок должен научиться называть вещи своими именами. «Да, учитель ушел и оставил деньги на столе. Мы одни в классе, никто не узнает, что это мы их взяли. Но это воровство, а меня учили вести себя правильно». Все эти фразы стоит не только рассказать малышу, но и проиграть их в реальных ситуациях, чтобы он был готов к ним.
- Объясните ребёнку, что слово «нет» увеличивает личную безопасность. Отказ – это не трусость. Иногда для отказа нужно больше храбрости, чем для согласия. Особенно если идешь на противостояние с большой группой людей. Отказ не сделает вашего ребёнка одиноким, ведь у него всегда будете вы, другие родственники и настоящие друзья, которые будут уважать его за то, что он имеет свое мнение.
Приём № 1. Отказ под благовидным предлогом, или Мотивированный отказ. Ваша задача – заготовить вместе с ребенком пару-тройку таких предлогов заранее, потому что придумать что-то на ходу ему будет сложно, и объяснение покажется неубедительным. Возможные варианты: «В субботу не могу, меня пригласили на день рождения», «Мне родители не дали карманных денег, сам сижу без копейки», «Не могу задержаться, через полчаса встречаюсь с подругой, она уже выехала», «Не смогу сегодня вечером одолжить тебе красное платьице, оно у меня сейчас в стирке».
Приём № 2. Отказ без объяснения причин. Посоветуйте напустить туману. Мол, не спрашивай почему, но не могу. Тон при этом должен быть: а) загадочный, б) грустный. В первом случае проситель будет заинтригован, во втором подумает, что у вашего ребенка что-то произошло и настаивать бесполезно.
Приём № 3. Отказ с переадресовкой. Пусть валит все на родителей. Мол, ты же знаешь, я бы с удовольствием тебя выручил, но родители меня убьют. В прошлый раз из-за этого со мной отец неделю не разговаривал. Сказал, еще раз такое повторится, он твоим родителям позвонит. Как правило, действует безотказно, перспектива разборок с родителями никого не обрадует. Если это вариант, когда просьба исходит от учителя, тут еще проще: «Я бы остался дежурить за Иванова (Петрова, Сидорова и далее по списку за всех хитрецов и шалопаев), но мама сказала, чтобы я не задерживался после уроков, к нам придет бабушка, а у нее ключа нет». «Я передам папе вашу просьбу, но не знаю, сможет ли он на этот раз (в сотый раз прийти и починить что-то в классе, будто в классе только у вашей дочки есть отец)».
Применяя три вышеописанных приёма, можно добавлять «к сожалению», «извините, но…», «мне очень жаль», «я бы рад, но…», «может, в следующий раз», чтобы не обидеть человека отказом, но одновременно дать ему понять, что отказ обоснован.
Приём № 4. Встречная просьба Отлично подходит для того, чтобы проверить отношение просителя к вашему ребенку. Научите детей этому трюку: не дослушав до конца, нужно радостно воскликнуть: «Ну надо же, а я как раз тебя хотел (хотела) попросить об этом! К кому же мне теперь обратиться?» Последнюю фразу следует произносить озабоченным тоном – ваш ребенок уже занят собственной проблемой.