20 мая 2022 года в онлайн-формате на платформе VK Звонок состоялась краевая научно-образовательная инновационная сессия работников образования Забайкальского края «Субъектность в образовании: проблемы и практики развития», в которой приняли участие Будаева Билигма Батордоржиевна, заместитель руководителя – начальник управления социальной сферы, к.г.н., Клименко Татьяна Константиновна, исполняющая обязанности министра, д.п.н., профессор, федеральные эксперты Львовский Владимир Александрович, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования ГАОУ ВО МГПУ, к.псих.н., Воронцов Алексей Борисович, генеральный директор АНО ДПО Открытый институт «Развивающее обучение», к.п.н., Якушина Екатерина Викторовна, старший научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования МГПУ, Ле-ван Татьяна Николаевна, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ, Монасевич Зоя Леонидовна, старший преподаватель педагогического института ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет», Анциферова Надежда Борисовна, к. фил. н., проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «Забайкальский институт развития образования Забайкальского края». На инновационной сессии приняли участие более 200 руководителей и педагогических работников из 10 муниципальных районов Забайкальского края (г. Чита, Читинский, Агинский, Дульдургинский, Могойтуйский, ГО «Поселок Агинское», Кыринский, Забайкальский, Хилокский, Шилкинский).
В рамках инновационной сессии проведены интерактивные площадки. Центром IT-куб МАОУ «Агинская СОШ№1» на интерактивной площадке проведена дизайн-сессия «Развитие субъектности личности в ВАNI-мире». Экспертом выступила Екатерина Викторовна Якушина, старший научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования МГПУ.
Актуализируя проблематику, заместитель директора по УВР Жапова Инга Батоевна отметила, что в ВАNI-мире учитель, прежде всего, – проводник в мир знаний, навигатор, модератор образовательного контента, развивающий модерационный навык критического мышления. Руководитель центра IT-куб Жамбуев Болот Жамьянович поделился опытом деятельности в Хакатонах и участия в соревнованиях на региональном, федеральном и международном уровнях. Далее вместе с педагогами Дондоковым Тимуром Дамдинцыреновичем и Доржиевой Долгор Дамба-Аюшиевной участники выявили особенности проведения хакатонов, позволяющие проявлять инициативность и ответственность, и составили чек-лист для подготовки и проведения такого формата в образовательных целях. Результаты педагогической деятельности по развитию субъектности представлены в hard skills (умеют разрабатывать web-приложения, мобильные приложения, искать и анализировать необходимый dataset, навыки backend, навыки frontend) и soft skills (умеют ставить конкретные цели и задачи, структурировать информации, проявляют самостоятельность, инициативу и самоопределение). Чаргаа Роберта Константиновна и Доржипаланова Сталина Галсановна представили модель мегакомпетенций педагога в эмоциональной, коммуникативной, личностной, когнитивной, социальной сферах. Подробно остановились на уровнях 6 компетенций в ВАNI-мире: от «халявщика» до «открывателя». Роберта Константиновна и Сталина Галсановна поделились опытом проведения сетевых образовательных событий в школе: «Приглашаем в Приононье» с созданием сайта-путеводителя, «Антихакеры АСШ№1», «История тайной делегации». Преподаватель английского языка Содбоева Лариса Дондоковна ознакомила участников геймификацией – одним из способов становления субъектности школьников в классном коллективе через использование цифровых платформ.
Эксперт Екатерина Викторовна Якушина отметила, что в работе педагогов Агинской СОШ № 1 высвечены проблемы и предложены пути преодоления проблем, дано начало переходу к новому виду мышления, который надо развивать. Оценила метафору, ставшую сквозной линией дизайн-сессии: субъектность должна развиваться изнутри, так как если яйцо разбивается извне, то жизнь прекращается, если яйцо разбивается изнутри, зарождается новый мир. Эксперт выразила готовность сотрудничать с педагогами в интересующем обе стороны поле медиаобразования. В форме обратной связи участники отметили актуальность темы дизайн-сессии, развитую субъектную позицию дизайнеров. (Аналитик – Цыдендоржиева Цыржуня Цырендоржиевна, старший преподаватель ГАУ ДПО АИПК)