Проектная задача «Доктор Айболит»
Название задачи
Доктор Айболит
Предмет
Межпредметная (окружающий мир, математика, русский язык, литература, ИЗО)
Класс
2-4
Вид задачи
Межпредметная разновозрастная, может использоваться в качестве составной части рефлексивной фазы учебного года.
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения.
2. Разновозрастное сотрудничество учащихся.
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача
Окружающий мир
– работа с картосхемой;
– понимание круговорота воды в природе;
– чтение диаграмм и графиков.
Математика
– проведение несложных расчетов;
– «чтение» диаграмм, таблиц;
– измерение/отмеривание величин.
Русский язык
– анализ состава слов.
Литература
– создание собственных текстов в соответствии с заданным жанром.
ИЗО
– иллюстрирование текста.
Общеучебные умения (метапредметные результаты)
– работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
– работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию, зашумленную несущественной;
– выбор адекватных форм представления результатов работы.
Планируемый педагогический результат
Демонстрация учащимися:
– освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях.
–умения, работая в малой разновозрастной группе, создать конечный «продукт» – иллюстрированный текст, содержащий связное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов.
Способ и формат оценивания результатов работы
При подведении итогов работы оцениваются:
– умение находить и использовать представленный в разных формах и в разных частях работы содержательный материал, дополнять его собственными знаниями и представлениями, не уходя при этом в сторону беспочвенного фантазирования;
– владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
– полнота, непротиворечивость и обоснованность решений;
– умение создавать собственные тексты и иллюстративный материал к ним.
Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе (см. приложение).
Основной замысел задачи.
В качестве сюжета задачи взята квазиреальная ситуация: путешествие доктора Айболита и его друга писателя Корней Чуковского в Африку для спасения заболевших животных. В рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд заданий по 5 учебным предметам; при этом конкретные указания на соотнесенность каждого задания с тем или иным предметом не даются.
Задания построены таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся вынуждены обращаться к текстам и результатам других заданий для получения необходимых данных.
Необходимая для решения задачи информация, во-первых, не всегда привязана к тем местам, в которых она непосредственно должна быть использована, и, во-вторых, зашумлена избыточными сведениями, не имеющими непосредственного отношения к решаемой задаче. Это вызывает необходимость проведения тщательной работы с предлагаемым текстом.
Итоговое задание требует рефлексивного отношения к результатам всех предыдущих этапов работы и создания на их основе связного иллюстрированного текста, который и является продуктом решения проектной задачи.
Цель (результат), которую должны достичь дети:
По результатам выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создать итоговый продукт – иллюстрированный рассказ о путешествии в Африку для лечения заболевших животных.
Текст задачи с комментариями к отдельным заданиям.
Дорогие ребята!
Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов.
Задача большая по объему, состоит из целого ряда заданий. Поэтому очень важно правильно распределить работу между собой – вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи, так чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат вашей группы.
Обратите особое внимание на последнее задание: выполняя его, вы должны подвести итог всей проделанной работы.
Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать.
Желаем вам успеха!
Задача
Доктор Айболит
Доктор Айболит в июле отдыхал в городе Мара на острове Мадагаскар у своего друга писателя Корнейчуковского. Неожиданно Айболит получил телеграмму на африканском языке.
Задание 1.
Телеграмма
Тордок Литайбо! Симпро ятеб ипрехаьт рееско к мна: азболиел ирт кабетигемо, ьтяп ряттиг, авд кажифёнра и ерытеч кастрасёну. У хни наскартила, наанги, ямариля и хитброн. Ым вёмжи в непусты Рикахала, у рыго Дофернан-по, у каисто Полимпо.
Айболит ничего не понял, но его друг писатель Корнейчуковский в детстве бывал в Африке и запомнил несколько африканских слов и их перевод:
Кармагасда – Мадагаскар;
анписаьт – написать;
анписиал – написали;
шемпи – пишем;
ьмесов – восемь;
Помогите Айболиту перевести телеграмму на русский язык.
Комментарий к заданию 1.
Предмет – русский язык.
Пользуясь приведенными образцами «перевода» с «африканского» языка на русский, можно установить, что «африканские» слова получаются двумя возможными действиями: перестановкой слогов в русских словах и перестановкой букв внутри слога.
Исходя из этого, нетрудно перевести текст телеграммы: «Доктор Айболит! Просим тебя приехать скорее к нам: заболели три бегемотика, пять тигрят, два жирафенка, и четыре страусенка. У них скарлатина, ангина, малярия и бронхит. Мы живем в пустыне Калахари, у горы Фернандо-по, у истока Лимпопо».
Переводу географических названий может помочь обращение к географической карте из другого задания.
Задание 2.
Друзья решили вместе как можно скорее отправиться в путешествие. Они нашли на карте Африки место, описанное в телеграмме.
И вы найдите и отметьте это место на карте (см. рисунок 1).
Помогите доктору и писателю определить расстояние от города, в котором они находятся, до места, где заболели животные.
Рисунок 1.
Масштаб: в 1 см – 400 км
Шкала высот (в метрах): 0 – 500 500 – 1000 1000 – 2000
Комментарий к заданию 2.
Предмет – окружающий мир.
Задание предполагает нахождение заданных пунктов на географической карте, определение расстояния между ними с учетом указанного масштаба. Характерно, что масштаб не приведен в тексте задания. Учащиеся должны прочитать его на карте. В то же время карта содержит избыточную по отношению к данному заданию информацию – шкалу высот.
Для того чтобы отправиться на помощь животным, друзья разработали план подготовки к экспедиции:
1) Определить количество лекарства, которое нужно взять с собой;
2) Узнать природные особенности района экспедиции, чтобы выбрать подходящее снаряжение;
3) Выбрать вид транспорта, с помощью которого можно быстро добраться до места.
Помогите доктору Айболиту и писателю быстро собраться в экспедицию; для этого выполните задания 3-5.
Задание 3.
Доктор Айболит знает универсальное лекарство от всех болезней – гоголь-моголь.
В «Ветеринарном справочнике» приведены следующие рекомендации по лечению гоголем-моголем.
Лечение гоголем-моголем
Количество лекарства должно быть равно половине массы животного.
Масса тела животных (кг)
Рассчитайте вместе с доктором Айболитом, сколько гоголя-моголя нужно взять для лечения животных.
Комментарий к заданию 3.
Предмет – математика.
Необходимо выполнить расчеты, используя данные о требуемом количестве лекарства для разных животных, представленные в форме столбчатой диаграммы, и сведения о заболевших животных, содержащиеся в задании 1. Информация, требуемая для выполнения задания, зашумлена данными о животных, не имеющих отношения к рассматриваемой задаче.
Задание 4.
В это время писатель Корнейчуковский нашел в энциклопедии материалы про природные особенности территории, где живут больные животные. Познакомьтесь с этими материалами.
«За серыми каменистыми равнинами земля слегка уходит под уклон к одному из шедевров природы – вечно струящемуся древнему морю песков цвета абрикоса. Калахари –огромная равнина на Африканском плато. Это самое большое пространство в мире, сплошь покрытое песками, без каменистых участков. Местные жители называют Калахари Кгалагади, что означает дикая местность, – район настолько обширный, непроходимый и древний, что он хранит в себе тайны исчезнувших цивилизаций, существовавших более500 000 лет назад. Калахари – один из величайших памятников природы, созданных силами огня, ветра, воды и песка. Приблизительно 65 млн. лет назад обширные потоки лавы покрывали центральную часть Южной Африки. Эти волнистые моря лавы местами толщиной до 8 км образовали высокие гряды и глубокие речные долины. Постепенно под действием ветра и дождя зазубренный ландшафт стал ровным, воды сточили горы, долины заполнились глиной. Наконец, огромное количество песка, принесенного сюда ветром с побережья, образовало плоскую разноцветную равнину. Во время засушливого сезона в августе и сентябре на поверхности Калахари практически нет воды. Бушмены – древний народ, населяющий центральную и южную Калахари, – выживают за счет того, что роют ямы на дне русел высохших рек и в низинах. Собранную таким образом воду хранят в скорлупе страусиных яиц. Когда и подземные источники воды иссякают, бушмены добывают воду из содержимого желудков антилоп, на которых они охотятся. Дыни цамма становятся еще одним источником воды – бушмены съедают их до 3 кг в день».
«В провинцию Лимпопо приезжают полюбоваться нетронутой африканской природой. Здесь, в северной части Южно-Африканской страны, практически нет промышленности. Многие области провинции до сих пор сохранились в том виде, который они имели до появления в этих местах человека. Природа Лимпопо разнообразна: путешественников ждут выжженные солнцем саванны, древние леса и таинственные горы. Отличительная особенность провинции – обилие рек (самые крупные из них – Лимпопо, Олифантс и Лувуву). Дикие животные водятся здесь во множестве – здесь можно увидеть всю «большую пятерку» (к ней относят слона, буйвола, носорога, леопарда и льва). Особенно много в Лимпопо кошачьих хищников».
Климат в районе р. Лимпопо Климат в районе Калахари
°
На диаграммах показано среднее количество осадков (столбцы) и средняя температура (кривые линии) в течение года. На диаграммах слева дана шкала температуры, справа – шкала количества осадков.
На основе материалов из энциклопедии помогите писателю правильно выбрать необходимую одежду и снаряжение для поездки. Обоснуйте ваш выбор.
Спрогнозируйте, какие трудности могут встретить доктор Айболит и Корнейчуковский по пути к месту, где живут больные животные.
Комментарий к заданию 4.
Предмет – окружающий мир.
Основной акцент при построении задания сделан на работу учащихся с текстом, содержащим большой объем информации (в том числе и избыточной), представленной в различных формах. Оценивая выполнение данного задания учащимися, следует, в первую очередь, учитывать степень обоснованности принятых решений, их связь с описанием природных условий в данной местности, содержащимся в тексте из энциклопедии.
Задание 5.
Помогите друзьям выбрать вид транспорта, для того чтобы быстро добраться до места назначения и потом вернуться на Мадагаскар. Обоснуйте свой выбор.
Воспользуйтесь следующими данными из справочника «Транспортные средства»:
Вид транспорта
Скорость (км/ч)
Грузоподъемность (кг)
Акула
Волк
Гепард
Дельфин
Кит
Лошадь
Орел
Слон
50
48
64
80
56
54
190
30
50
20
18
120
1300
210
16
1400
Комментарий к заданию 5.
Задание носит межпредметный характер: прикидочные математические расчеты должны базироваться на сведениях из окружающего мира (какие животные – «виды транспорта» могут водиться в данной местности), результатами выполнения предыдущих заданий (масса лекарства, необходимое снаряжение).
В задании используется еще одна известная учащимся форма представления данных – табличная.
Задание не имеет однозначного решения – здесь имеется большой простор для «фантазирования»; важно, чтобы это «фантазирование» не выходило за рамки рассматриваемой ситуации (нужно как можно быстрее достичь цели в противоречивых условиях: «виды транспорта», обладающие наибольшей скоростью, могут не обладать требуемой грузоподъемностью, некоторые из них пригодны для передвижения только по суше, другие – только по воде и т.п.). Основным критерием здесь является удержание всех этих противоречивых условий и степень обоснованности предлагаемого варианта решения.
Задание 6.
Когда доктор Айболит и писатель прибыли к животным, то обнаружили, что в этом районе нет чистой воды. Вода в реке оказалась непригодной для питья, поэтому животные и заболели.
Доктор Айболит предложил соорудить специальное устройство, с помощью которого можно добыть чистую воду, выкопав в песке яму диаметром около 1 м и примерно такой же глубины. Это устройство он изобразил в виде рисунка (см. рисунок 2).
Рассмотрите рисунок. Опишите, как может действовать это устройство.
Рисунок 2
Предложите свой способ получения чистой воды для животных.
Комментарий к заданию 6.
Предмет – окружающий мир.
Анализируя предлагаемое устройство для получения чистой воды, учащиеся должны увидеть, что принцип его действия аналогичен изучавшемуся в курсе окружающего мира явлению – круговороту воды в природе. При нагревании песка солнечными лучами происходит испарение содержащееся в нем воды, она конденсируется на пластике и стекает в ведро.
Предлагая собственный способ получения питьевой воды, учащимся необходимо удерживать ряд условий, явно не содержащихся в тексте данного задания: например, вряд ли целесообразно получать питьевую воду из дождевой (в это время года, как следует из приведенного в другом задании описания природных условий, количество осадков крайне мало) или из морской воды (море далеко). В то же время косвенные сведения о некоторых возможных способах получения воды могут быть найдены в тексте задачи.
Задание 7.
Самому больному тигренку Айболит решил дать весь полагающийся гоголь-моголь за один прием. Как отмерить нужное количество гоголя-моголя, если есть 3 пустых бочонка, в одном из которых помещается 57 кг гоголя-моголя, в другом – 50 кг, а в третьем – 42 кг?
Комментарий к заданию 7.
Предмет – математика.
Задание может быть отнесено к распространенному классу задач на отмеривание требуемой величины с помощью заданного набора величин. В данном случае такая задача «встроена» в общий сюжет рассматриваемой проектной задачи.
Непосредственно в тексте задачи отсутствует информация о требуемом количестве гоголя-моголя для тигренка. Это вынуждает учащихся обратиться к заданию 3, в котором содержатся необходимые данные.
Задание 8.
Доктор Айболит и писатель забыли взять с собой часы. А лекарства для животных надо принимать по часам. Тогда писатель Корнейчуковский предложил соорудить солнечные часы.
Солнечные часы измеряют время по тени, отбрасываемой шестом. Длина и положение тени изменяются в течение дня.
На рисунке 3 показаны четыре тени, отбрасываемые шестом в разное время. Тень 1 соответствует 6 часам утра, тень 4 соответствует 12 часам дня (полдню).
В какое время дня тень от шеста будет занимать положение 2 и положение 3? Помогите друзьям соорудить эти часы. Подпишите время на рисунке 3 на месте тени 2 и 3.
Рисунок 3.
6 часов утра
Тень 1
Тень 2
Тень 3 12 часов дня
Тень 4
Почему вид тени различен в течение дня?
Комментарий к заданию 8.
Предмет – окружающий мир.
Задание базируется на предметном материале – представлении об изменении взаимного расположения Солнца и точки на поверхности Земли при вращении Земли вокруг своей оси. Исходя из этих представлений учащиеся должны объяснить причину изменения направления и длины тени и понять принцип действия солнечных часов.
Задание 9.
По возвращении из поездки доктор Айболит и писатель Корнейчуковский решили подготовить иллюстрированный рассказ о своем путешествии для журнала «Мир вокруг нас». Писатель, естественно, взялся за перо, а доктор вспомнил, что в молодости он неплохо рисовал. Представьте себя в роли доктора Айболита и писателя Корнейчуковского и выполните их работу. Придумайте название рассказа и запишите его. Рисунки можно сделать на отдельных листах.
Комментарий к заданию 9.
Формально задание может быть отнесено к двум предметам – литературе и ИЗО, однако оно стимулирует учащихся еще раз обратиться ко всей проделанной работе при выполнении предыдущих заданий. Принципиально, будет ли продукт работы – иллюстрированный рассказ – отражать основные этапы решения задачи и их результаты, т.е. представлять собой «сборку» отдельных результатов в единое целое, или окажется просто импровизацией на тему известного произведения К. Чуковского, никак не связанной содержанием задачи.