Заявка
на участие в конкурсе
«Региональная базовая опорная площадка по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в рамках исполнения мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
по подмероприятиям:
1.9. «обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по реализации государственно-общественного управления образованием»
1. Общая информация о заявителе |
|
Организации — заявителя |
муниципальное общеобразовательное учреждение «Агинская средняя общеобразовательная школа№1» городского округа «п. Агинское» Забайкальского края
|
|
Доржиева Дарима Дагбажалсановна, 8 80 (30 239) 3 72 06; 8 924 295 55 13 |
|
Жамьянова Билигма Галсановна, зам. директора по УВР |
|
687000, Забайкальский край, п.Агинское, ул.Бадмажабэ,4; 8 (30 239) 3 40 49; 8 (30 239) 3 72 06(факс); assch1@mail.ru; darima.dorjieva (skype); zhamyanovabeligma (skype) |
|
http//:school1.aginskhost.ru/******ссылку |
Описание общих целей и задач, опыта и перспектив реализации подмероприятий по созданию условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием (ГОУО) |
|
Обоснование выбора тематики стажировки |
Кооптированный Совет как модель государственно — общественного управления в современной национальной школе. Предпосылками, определяющими включенность школы в мероприятия ФЦПРО, являются достаточная ресурсная обеспеченность, инновационный потенциал коллектива, проводимая на протяжении ряда лет инновационно — экспериментальная работа в статусе сетевой Федеральной инновационной площадки, регионального ресурсного центра по направлениям: внедрение развивающего образования; разработка этнокультурного компонента содержания образования; создание единого информационного пространства на основе знаниевой модели. За все время реализации мероприятий ФЦПРО школой как базовой опорной площадкой проведено семь стажировок, включая выездные, в работе которых приняло участие в общей сложности 269 человек — представителей школ, муниципальных органов управления образованиями Иркутской области и Республики Бурятия. Работа стажировочной площадки обеспечивалась согласно разработанной и согласованной с координаторами Программой. Наличие реально и активно работающего Управляющего Совета школы, в состав которого входят кооптированные представители Совета родителей школы, Совета выпускников АСШ1, Совета ветеранов педагогического труда, Совета деятелей бурятской культуры, Совета старшеклассников, определяет основные направления деятельности школы по созданию модели государственно-общественного управления. Именно под руководством и при активном содействии и координации Управляющего Совета, Совета выпускников, Совета деятелей, культуры, Совета ветеранов педагогического труда, Совета родителей реализуются крупнейшие школьные проекты: празднование 170-летнего юбилея школы, этнокультурного направления — создание театра синтеза традиционной бурятской культуры и постановка музыкально-обрядового спектакля «Песнь о славном баторе Мижэд» в постановке выпускника школы Народного артиста р. Бурятия С.Ц. Жамбалова; фестиваль традиционной бурятской культуры «Наказ предков»; музыкально-художественный фильм на бурятском языке «Весна в первой школе «Аги»; школьный фестиваль бурятской песни «В бурятской песне – душа народа моего», шоу-программа «Шадаал паа, дуулыш!» («Можешь, спой»), этнопроекты «Эрын гурбан наадан», «Морин эрдэни» и другие; определяются основные направления в разработке и реализации Основной образовательной программы – реализация метапредметного содержания, разработка критериев и измерителей его уровня освоения, использование IT-технологий в образовательной и развивающей среде школы. Мы живем в условиях, когда социокультурные эффекты модернизации российского образования смоделировали различные сценарии, выдвигает новые требования по обеспечению качества образования. Разработан и предложен к реализации новый ФГОС, при котором обнаруживаются ключевые проблемы. Накопленный достаточный опыт сотрудничества Управляющего Совета и АСШ№1 позволяет сегодня актуализировать философские основания осмысления социокультурных эффектов модернизации системы образования региона, в том числе и Аги. Обобщая первые эффекты в реализации моделей государственно-частного управления образованием необходимо выделить два стратегически важных момента. Образование в своем модернизационном фарватере понимается и проектируется как сфера или пакет услуг и как фактор социокультурного сопроектирования образовательных перспектив личности и общества. Первое понимание образования закладывает приоритеты, которые работают в категориях экономической логики. Второе рассматривает модернизационные эффекты в общественно — государственном управлении как социальный проект или институт инкультурации и социализации личности в глобальном мире и только в этом случае на первый план выходит понимание образования как ведущей социокультурной деятельности, которое ведет за собой все изменения в обществе в целом. В таком понимании изменяющаяся система задает, формирует и проектирует социокультурные нормы в обществе, позволяет приобщиться к миру базовых ценностей, формирует новое качество жизни. Эти два понимания социокультурной сущности общественно -государственного управления образованием задают две модели или две стратегии модернизации. При их реализации приоритеты, расставленные общественностью, приходят к разным векторам образовательной политики и различным социокультурным эффектам. Первое понимание создает технократический тип модернизации, который целесообразен в качестве фасилитационной функции разработки идеологической, нормативно-правовой, финансовой составляющих модернизации, в том числе в реализации модели общественно-государственного управления системой образования. Главнее другое — понимание образования как фактора социокультурной модернизации общества. Модель социокультурной модернизации образования заложила основы проектирования модернизации системы образования как института профессиональной социализации выпускника в условиях честной конкуренции. Образование как институт инкультурации региона в глобальный мир взаимодействует и конкурирует со всеми другими институтами культуры и общества страны, с институтом семьи, бизнеса, культуры. В этом отношении система модернизирующегося образования является ключевым детерминирующим успех личности и общества на путях развития инновационной экономики как ключевой цели развития страны. Об этом свидетельствуют показатели успешности выпускников школы и школ, сетевого взаимодействия. Вышеназванные теоретико-методологические основания могут быть переведены в плоскость реальных проблем следующим образом. Первая проблема связана с тем, что в изменившихся условиях созданы реальные возможности нормативного закрепления взаимоотношений между созданными и успешно функционирующими при школе общественными организациями и структурами, институциональное закрепление и выстраивание нового качества взаимоотношений и их нормативное закрепление. Вторая проблема связана с необходимостью целевого управления составляющими системы социальных ожиданий общественности, качественного и превентивного удовлетворения запроса социума на образовательные услуги. Вместе с тем следует отметить, что сам запрос зачастую не осознан и не сформулирован. Следовательно, необходимы инструменты управления, прогнозирования, четкого определения, в том числе вербализации ожидаемых запросов со стороны общественности относительно результатов реализации образовательных услуг. Последнее возможно при наличии: — опыта совместной деятельности и заказчика, и школы по разработке критериев внешнего оценивания результативности на основе формализованных показателей. — при достижения эпистемологического консенсуса относительно целевого назначения национальной школы в многонациональном государстве по проектированию национальной (государствообразующей) и этнокультуральной идентичности учащихся с высокими адаптационными возможностями и конкурентными преимуществами в профессиональной деятельности. Освоение ФГОС второго поколения требует создание отличного от традиционной образовательной среды, инновационной, синергично развивающей образовательной среды, позволяющей реализовывать образовательные технологии с применением когнитивных инструментов. Выстраивание новых форм отношений с другими образовательными организациями, разработка и реализация совместных образовательных программ на межмуниципальных площадках является наиболее востребованным средством преодоления дефицита ресурсов коллективов (прежде всего когнитивных, эпистемологических) для воплощения идей по реализации идеологии и практики общественно-государственного управления системой образования на конкретном уровне. Нужно говорить о том, что прошло время каждой школе замыкаться внутри себя, становиться открытыми во всех сферах своей деятельности. Организация стажировочных площадок на базе тех школ, в которых уже существуют или нарабатываются образовательные практики нового типа, эффективный способ обретения социального консенсуса, управления и формирования социальных ожиданий широкой общественности от деятельности СОШ №1 на основе общественно — государственного управления.
|
|
Управляющий Совет с кооптированным представительством членов общественных организаций, работающих при школе, обеспечивает: А) общественное участие в разработке критериев и показателей выполнения эффективного контракта как способа нормативного закрепления требований к качеству выполнения заказа образовательных услуг; Б) государственно-общественный контроль через освоение электронного журнала Ружэль как способа эффективного мониторинга учебного продвижения школьника, апробацию и освоение программного обеспечения «SWOT-тест» как технологии независимой оценки качества реализации предоставляемых образовательных услуг; В) привлечение общественности как педагогического, так и родительского, в освоении метапредметных технологий и технологий проектно- исследовательской деятельности как механизма достижения качественно новых компетентностных результатов освоения ФГОС второго поколения; Г) государственно-общественное участие в создании условий для проектирования уроков нового поколения с использованием когнитивных инструментов (I-Pad) и техники действия как способа существенного расширения образовательного пространства урока. |
|
Цель: создание условий для обучения и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров системы образования по государственно-общественному управлению образованием через изучение опыта кооптированного участия общественных организаций в управлении школой и совместную со стажерами разработку нормативно – правовых основ Кооптированного Совета как модели государственно- общественного управления общеобразовательной организацией, включающей:
• разработку механизмов (нормативных, методических, информационных) внедрения моделей государственно-общественного управления и публичной отчетности. • разработку программ и учебно-методического обеспечения подготовки управленческих кадров всех уровней для внедрения моделей государственно-общественного управления и публичной отчетности. • разработку показателей и инструментария мониторинга участия общественности в управлении образованием и осуществлении основных направлений его модернизации. |
|
Программа стажировки предполагает разработку содержания деятельности кооптированных органов государственно-общественного управления по направлениям:
— эффективный контракт как способ нормативных закреплений требований к качеству выполнения заказа образовательных услуг; — его институциональное закрепление; — разработка критериев и показателей выполнения эффективного контракта; — формализация новых форм и способов общественного мониторинга эффективности реализации образовательных программ; — разворачивание технологии независимой оценки качества реализации образовательных услуг.
— развитие институциональных форм продуктивной исследовательской и проектной деятельности на всех уровнях; — внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий; — формирование современной образовательной среды, основанной на активной роли ученика, использующего современные когнитивные инструменты; — создание исследовательской базы формирования новых образовательных техник и IT — технологий; — развитие мотивационного, технологического и методического потенциала школы.
|
|
Подходы к оценке эффективности результатов деятельности органов государственно-общественного управления: • управляющие условия (факторы), которые обеспечивают эффективное развитие общеобразовательной организации; • эффективность деятельности органов государственно-общественного управления по отношение результатов к затратам, к издержкам. Критерии оценивания:
— реализация нормативных актов государственно-общественного управления; 2. организационный: -внедрение в практику новых форм участия субъектов образовательного процесса и общества; -комфортность образовательной среды; -обученность субъектов образовательного процесса основам государственно – общественного управления; 3. информационный: -сформированность информационного пространства школы; 4. результативный: -расширение социального партнерства; -социальная активность; -социализированность обучающихся (выпускники); Альтернативные формы оценивания результативности стажировки: • организация переговорных площадок, в процессе коммуникации с клиентом (заказчиком и потребителем) в ходе анализа условий и обсуждения способов и форм оказания услуг; • вовлечение заказчиков в презентационные площадки, где можно увидеть творческие продукты, где отмечаются достижения, полученные в результате потребления услуг и оценивается умения учащихся; • самооценивание стажерами собственных результатов (формы, способы) в разных формах анкетирования.
|
— описание результатов стажировки; критерии и показатели достижения результатов реализации программы; |
Выстраивание модели государственно-общественного управления школой:
|
— наличие внешней оценки результатов стажировки; |
— он-лайн презентации вариантов моделей Кооптированных Советов; — входное и итоговое тестирование; — анализ активности стажеров при проектных работах;
|
|
См. прил. Информационая справка о МОУ АСОШ№1 |
— наличие опыта по развитию моделей ГОУО; |
См. раздел 2.1. |
Наличие необходимого кадрового обеспечения для достижения заявляемых результатов; |
Кадровое обеспечение достаточное. См. прил. Информационная справка о школе.
|
Наличие материально-технической базы, обеспечение транспортной доступности, условий для проживания стажеров. |
См.прил. Информационная справка о школе Проживание стажеров будет организовано по договорам с Агинской буддийской академией (гостиница) и Агинским педагогическим колледжем (общежитие), при необходимости Урда-Агинская СОШ (пришкольный интернат). Для обеспечения перевозки стажеров имеются автотранспортные средства: Автобус КАВЗ 3976 Газель ГАЗ 322132 Микроавтобус УАЗ 2206 Волга ГАЗ 3102
|
-обучение за 2 года не менее 100 стажеров -обучение стажеров из не менее 2 регионов |
За два года планируется привлечь не менее 130 стажеров из следующих регионов: Иркутская область, Республика Бурятия, Амурская область, Забайкальский край.
Проведение цикла краевых семинаров – практикумов по реализуемой теме стажировочной площадки.
Наличие современных средств коммуникации, собственные технические возможности АСШ№1 позволяют обеспечить использование системы Moodle для перспективного дистанционного проектирования и взаимооценивания стажеров. Деятельность стажировочной площадки, как и предыдущие, будет широко освещаться на сайте школы по адресу:http//: school1.aginskhost.ru, других информационных ресурсов школы а также планируется активное привлечение местных и краевых СМИ, а также рассылки с педагогических сообществах в социальных сетях. По итогам работы стажировочной площадки планируется издание методических рекомендаций, их активное распространение в различных формах.
|
— проведение не менее одного мероприятия краевого уровня по теме инновационного проекта — организация «обратной связи» со стажерами (формат, периодичность); — информационная поддержка деятельности стажировочной площадки (постоянное освещение мероприятий, издание не менее 2 пособий, монографий за 2 года и т.д.) |
|